Главная Новости ПулКОН РСДБ Обсерватории Публикации About us Контакт

Ловля фрагментов "Бриза-М".

В продолжение пробных наблюдений фрагментов ДУ СОЗ были организованы наблюдения взорвавшегося разгонного блока "Бриз-М" на высокоэллиптической орбите. Он должен был вывести спутник Arabsat 4A 28 февраля 2006 г., а почти через год, 20 февраля 2007 г. австралийский любитель астрофотографии Ray Palmer обнаружил на снимке явление, похожее на комету - "Бриз-М" прекратил свое существование, распавшись на сотни фрагментов.

Снимок взрыва "Бриз-М" 20 февраля 2007 г. от Ray Palmer
с сайта http://www.naturespeak.com.au/Southern%20Cross_Phenomenon.php

Вот здесь выложен ролик, где взрыв "Бриза-М" уже больше похож на одуванчик: http://www.astronet.ru/db/msg/1220923

Хотя по неофициальным данным взрыв "Бриза-М" породил более тысячи фрагментов, которые теперь минимум в течение года будут регулярно пересекать орбиту МКС, никакой орбитальной информации в открытых источниках по ним нет до сих пор.

14 марта группа Василия Румянцева в КрАО обнаружила первые два фрагмента "Бриза-М" на телескопе PH-1. К настоящему моменту имеются уже измерения по 22 фрагментам этого разгонного блока, но только 5 из них сопровождаются на интервале 5-ти ночей (такая же история с фрагментами ДУ СОЗ - их уже наловлено 20 штук, но только по 6 из них имеются измерения на нескольких ночах). Оказалось, что хотя фрагменты на удивление яркие (от 11 до 14,5 звездной величины), сопровождать их совсем не просто даже с полем зрения 2,8х2.8 градуса. Большинство фрагментов имеют значительные величины соотношения площади к массе, а орбитальная эволюция таких объектов претерпевает значительные изменения под воздействием давления потока светового излучения. Прогнозирование движения таких объектов существенно осложнено тем, что отношение площади к массе не является для них постоянной величиной из-за вращения относительно центра масс и, как следствие, не представляется возможным осуществлять точное прогнозирование влияния давления светового излучения на движение этих объектов. Единственная возможность не потерять эти объекты - постоянно их наблюдать, а мартовская погода не особенно балует хорошими крымскими ночами. Поэтому в ночь с 28 на 29 марта было решено на пробу привлечь к наблюдениям группу Ирины Гусевой в ГАО РАН с пулковским телескопом Tracker, являющегося братом-близнецом PH-1 - оба изготовлены Геннадием Борисовым по схеме Рихтера-Слефогта-Теребижа, идентичны по своим параметрам и оснащены ПЗС-матрицами одинаковой площади от одного производителя (соответственно PL1001E и IMG1001E, FLI). Tracker успешно поохотился, получив измерения минимум по 4 фрагметам "Бриза-М" (результаты сейчас обрабатываются в Центре анализа информации по космическому мусору при Баллистическом центре ИПМ им. М.В. Келдыша РАН). Т.о. была еще раз подтвержена возможность обнаружения и сопровождения фрагментов космического мусора на высокоэллиптических орбитах с использовнием небольших по размеру телескопов, но имеющих большое поле зрения. В принципе, наблюдения фрагментов блока ДУ СОЗ и "Бриза-М" вполне по силам любителям астрономии, очень жаль, что такая задача, имеющая реальный практический выход в виде оценки угрозы для МКС, их не заинтересовала.

Пулковский Tracker с PL1001E (слева) и крымский PH-1 с IMG1001E (справа) теперь работают в паре.

А за ночь перед этим Trackrer выполнил второй обзор геостационарной орбиты. На этот раз наблюдалась западная зона от от 330 град до 16.2 град. Получено 700 измерений (91 серия -"проводка"), обнаружено 61 ГСКО, 4 эллиптических КО, 2 неизвестных КО. Всего в просмотренной зоне находится 39 активных ГСКО с наклонением меньше 1 градуса. Из них обнаружено 38. Не обнаруженный КО, впрочем, находится на самом дальнем краю зоны (на долготе 330 стоят рядом 3 спутника, один из них не обнаружен). После некоторой настройки программного обесчения точность измерений существенно возросла по сравнению с обзором накануне. СКО невязок по прямому восходению составило 1,5 арксек, по склонению 1,7 арксек.

Распределение невязок измерений, полученных на телескопе Tracker 26 марта по прямому восхождению (вверху) и склонению (внизу).

В ночь с 27 на 28 марта был проведен третий обзор геостационарной орбиты (полученные измерения еще анализируются). Очень приятно лишний раз убедиться в правильности выбранной стратегии - в обзорных работах сделать ставку на телескоп RST-220. После ввода в строй остальных 3-х телескопов этой серии в Уссурийске, Китабе и Тарихе (еще один телескоп, в Тирасполе, вчера провел первые пробные наблюдения геостационаров) , можно будет держать под плотным контролем геостационарную орбиту на дуге в 340 градусов, а также регулярно наблюдать спутники на высокоэллиптических орбитах.

Игорь МОЛОТОВ