Астероид на прицеле - астрономы взялись за малые тела
“Пулковская кооперация оптических наблюдателей”, или ПулКОН, - так называется Международный проект, к реализации которого подключился Институт астрономии Академии наук Узбекистана. За последние годы это один из самых масштабных проектов, связанных с исследованиями околоземного и ближнего космоса, осуществляемый учеными республики в содружестве с коллегами из России, Украины, Грузии, Таджикистана, Туркмении, Боливии, Испании, Италии, Германии и Китая. В работе задействовано более десятка обсерваторий.
История возникновения проекта связана с именем российского ученого Игоря Молотова, начинавшего свою научную карьеру в Астрокосмическом центре Физического института РАН, а сейчас тесно связанного с исследованиями, проводимыми Баллистическим центром Института прикладной математики РАН. Именно он предложил подкрепить исследования радиоастрономов данными оптиков. Воплощением этой идеи и стало создание Пулковской кооперации. Из названия видно, что головной организацией проекта стала Пулковская обсерватория.
Перед узбекскими астрономами поставлены задачи по изучению малых тел Солнечной системы, начиная с космического мусора и кончая астероидами. Это быстро развивающееся направление относится к области исследований экологии околоземного космического пространства и астероидной опасности. Так что идея объединения радиоастрономов и оптиков оказалась очень своевременной. С помощью оптических телескопов можно наблюдать большие участки небесной сферы, находить и сопровождать выбранные объекты. Кроме того, обработка оптических изображений проводится быстрее радионаблюдений. Таким образом, оба метода прекрасно дополняют друг друга.
Хотя, по мнению ученых, вероятность столкновения Земли с астероидом и невелика, но все же реально существует. В прошлом Земли такие катастрофы случались и вызывали глобальные последствия. Взять массовую гибель динозавров. Ведь по одной из наиболее распространенных гипотез она произошла именно после столкновения нашей планеты с малым небесным телом и последовавшим глобальным изменением климата. Даже маленький небесный “камешек” может причинить человечеству невосполнимый ущерб.
До недавнего времени ученым был известен пояс астероидов, расположенный между орбитами Марса и Юпитера. Его называют Главным поясом астероидов, и он насчитывает, по разным оценкам, несколько десятков тысяч малых планет. На сегодняшний день несколько тысяч из них пронумерованы и занесены в каталоги, известна эволюция их орбит.
Однако в 90-х годах прошлого века за орбитой Нептуна были обнаружены “транснептуновые” объекты, которые, по сути, образуют еще один пояс астероидов. Существование этих объектов было впервые предсказано американским астрофизиком Дж.Койпером, и в честь первооткрывателя этот пояс получил название “койперовский”. Объекты пояса представляют собой тот “строительный мусор”, который остался после создания Солнечной системы. Сегодня исследователи считают, что эта космическая мусорная свалка насчитывает около миллиарда малых тел. И они совершенно не изучены. Между тем именно их орбиты подвержены наибольшим возмущениям, поскольку койперовские объекты испытывают мощное воздействие планет-гигантов.
Малые размеры и значительная удаленность делают наблюдения этих объектов сложной научно-технической задачей. Если астероиды главного пояса можно наблюдать с помощью телескопов средних размеров, или, как их еще называют астрономы, телескопов университетского класса, то койперовские объекты большинству из них “не по зубам”, поскольку слабы и имеют, как правило, 20-ю звездную величину. Для наблюдений за ними требуются либо более мощное оборудование, либо почти идеальные астроклиматические условия.
Такие условия есть в районе, где располагается Майданакская обсерватория Института астрономии АН Узбекистана. Подобных мест на планете единицы. В советский период астроклиматические условия Майданака были признаны эталонными. А Узбекистан закономерно должен был стать одним из центров астрономической науки в СССР. С развалом Союза этот процесс застопорился.
Башня телескопа АЗТ-22
Полутораметровый телескоп АЗТ-22
Закат на Майданаке
Но сегодня, по мнению руководителя проекта с узбекистанской стороны, сотрудника Института астрономии, кандидата физико-математических наук Мансура Ибрагимова, интерес к Майданаку, его возможностям вновь быстро растет. И это очень отрадно. “Я горд, - говорит Мансур, - что моя небольшая группа работает в настоящее время не только с нашими постоянными и давними партнерами из Государственного астрономического института им. П.К.Штернберга МГУ, но и с коллегами из Института космических исследований РАН, Петербургского университета, Пулковской обсерватории, признанного авторитета в изучении малых тел, украинскими, грузинскими и другими учеными. Мы вновь объединяемся, что крайне важно в современной науке”.
Сейчас в Москве и Петербурге богатейший опыт российских коллег изучает сотрудница из группы Мансура Ибрагимова молодой ученый Анастасия Маршалкина. Согласовывается программа предстоящих наблюдений, данные по которым будут поступать в Пулковскую обсерваторию, отрабатываются методики исследований. Кроме того, для предстоящей работы российские специалисты поставят на Майданак новое современное оборудование, с помощью которого узбекские ученые будут проводить фото- и астрометрию астероидов и элементов космического мусора.
Комментарий:
Проект создания кооперации оптических обсерваторий для наблюдений космических объектов начался в 2001 г. совместными усилиями ГАО РАН и ИПМ им. Келдыша РАН. На сегодня в рамках ПулКОН сотрудничают 14 наблюдательных пунктов России, Украины, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Италии, Испании и Боливии. Регулярные работы уже организованы в Пулково (наблюдаются спутники на SR-220 и астероиды на ЗА-320), Уссурийске (УАФО), Научном (КрАО) и Маяках (ОАО). Пробные наблюдения были проведены в Кампо Императоре (Италия) и Майданаке (Узбекистан). Планируется, что до конца года работы начнутся в Тарихе (Боливия), Абастумани (Грузия), Душаке (Туркменистан) и Гиссаре (Таджикистан).
Только что закончился первый этап модернизации инструментов обсерваторий, сотрудничающих с ПулКОН. По гранту Минобрнауки приобретены и установлены на телескопах 2,6-м ЗТШ в Научном, 32-см ЗА-320 в Пулково, Цейсс-600 на Майданаке ПЗС-матрицы фирмы FLI (IMG1001E, 1024х1024 пиксела по 24 микрона). Матрица ЗА-320 впоследствии будет использоваться на МТМ-500 в Кисловодске (телескоп модернизируется сейчас в Пулково). Наблюдения спутников в Пулково сейчас выполняются с новым 22-см телескопом SR-220 (первые испытания которого прошли в Крыму еще весной 2004 г.). По сравнению с 10-см телескопом АКД, который использовался для этой задачи, поле зрения с матрицей ST-8 расширилось в несколько раз (до 1х1,5о), и проницание увеличилось на две звездные величины (до 14,5").
2.6-м ЗТШ Крымской астрофизической обсерватории и установленная ПЗС-матрица FLI
Телескоп ЗА-320 с матрицей FLI из Пулково и павильон телескопа МТМ-500 Кисловодской горной станции ГАО РАН, где будет использоваться матрица.
Телескоп Цейсс-600 Майданакской обсерватории и один из первых снимков спутников, сделанный Анастасией Маршалкиной на этом телескопе с новой матрицей (группа геостационарных спутников «Астра»).
Новый пулковский телескоп SR-220, установленный на монтировку телескопа АКД.
В настоящее время приобретаются еще 3 ПЗС-матрицы фирмы FLI (две по гранту ИНТАС 03-70-567, и одна по гранту Минобрнауки). Первая матрица IMG6303E (3088x2056 пикселей по 9 микрон), будет установлена на 40-см астрографе УАФО в Уссурийске, вторая матрица IMG1001E – на новом 60-см телескопе, строительство которого сейчас заканчивается в Маяках под Одессой. В конце года по гранту ИНТАС 03-70-567 планируется приобретение еще 2-х ПЗС матриц FLI. Матрицы должны поступить в Чугуев (обсерватория астрономического института Харьковского университета), снова в Научный, и в Абастумани (Абастуманская астрофизическую обсерватория, Грузия).
Труба и заготовка для зеркала нового 60-см телескопа для пункта Маяки, Одесса.
Материал датирован 21 июля 2005.
Размещен 22 августа 2006.