Первые шаги по восстановлению телескопов обсерватории Санглок в Таджикистане
В обсерватории Санглок в Таджикистане на высоте 2300 м над уровнем моря еще в Советское время был установлен и работал Ц-1000 и привезен, но не установлен Ц-600. Сейчас эти телескопы после долгого перерыва хотят восстановить и начать на них наблюдать. При поддержке проекта ПулКОН на гору Санглок, что в 90 км от Душанбе, была организована экспедиция в составе Николая Дорохова из Одесской астрономической обсерватории (Украина), Насридина Миникулова, Махмуда Гулямова и Баходура Абдуллоева из Института Астрофизики Академии наук Республики Таджикистан (ИА АН РТ) для того чтобы оценить возможность запуска этих телескопов в работу.
Ближайший путь Одесса - Душанбе проходит через Стамбул. Вид из окна аэропорта им. Ататюрка на пролив Босфор и Мраморное море.
По расписанию из Стамбула до Душанбе 5 часов лету, на самом деле, т.к. пришлось посидеть в Ташкенте из-за грозы, получилось 9 часов. Аэропорт Душанбе в 8 утра.
Через пару дней едем на Санглок. Закупка продовольствия для экспедиции на рынке Душанбе. Список весьма внушительный: свежий горный воздух и физический труд способствуют аппетиту.
Горная дорога очень живописна, река Нурек ниже по течению плотины высочайшей в мире Нурекской ГЭС.
О телескопе Ц1000.
После обстрела купола повреждена наружная алюминиевая обшивка, поэтому, в некоторых местах начало темнеть дерево внутри.
Сам телескоп визуально в удовлетворительном состоянии.
Открыли защитные крышки механизма движения по альфа, механика в хорошем состоянии, в смазке, без повреждений. Документация по механике телескопа есть на немецком и оказалась полезной. Выяснили назначение и расположение двигателей управления телескопом и датчиков положения, и их технические характеристики.
270 зубьев червячного колеса Ц1000 - в смазке и полном порядке (справа).
Движение по дельта осуществляется аналогично, состояние, по-видимому, тоже хорошее.
Без системы управления проверить движение телескопа практически невозможно.
Система управления телескопом фирмы "Vilati" полностью раскурочена, к тому же элементная база за более чем 20 лет устарела. Документация какая-то имеется на венгерском.
Для создания новой системы управления надо тщательно выяснить характеристики конкретных узлов, с помощью которых управляется телескоп. Можно узнать, как изменение системы управления Ц1000 сделали в других обсерваториях ( Майданак, САО) Т.е. здесь нужна серьезная кооперативная работа специалистов.
Можно попробовать запустить систему управления и без автоматики: перевод от точки к точке (на небесной сфере) и часовое ведение. А потом подключать другие узлы в процессе работы. Надо бы, чтобы посмотрел хороший специалист-электронщик по системам управления.
Телескоп Ц600.
Мы, в общем-то, не рассчитывали сделать что-то радикальное с этим телескопом.
Но, на всякий случай инструмент прихватили: болгарку, дрель, кувалду, набор ключей, и т.п. Даже по дороге заехали на то место, где, по слухам, работали китайцы с краном. Но они уже уехали, поэтому надежды на подъемный кран по дешевке не оправдались.
Осмотр деталей телескопа показал:
- колонна в хорошем состоянии, - а что ей, чугунной, сделается!
- труба покрашена - как новенькая, - и в полном комплекте;
- параллактическая головка: до комплекта не хватает окуляра на круг часовых углов, лампочек-подсветок, ручек зажима и управления, и прочих мелочей;
- немного поржавели зажимные муфты, это легко подчистить;
- все подвижные детали "ходят" нормально.
Зеркало упаковано и засыпано стружкой. Правда, "кладоискатели" не по инструкции вскрывали ящик и повредили зеркало, отколов осколок (см. рисунок). К счастью, как объяснили оптики, на работу это не повлияет. Алюминировка в целом хорошо сохранилась, кроме как на открытой части.
Вторичное зеркало мы не нашли.
Отсутствуют также гид и искатель вместе с креплениями.
В целом, можно считать, что это не слишком большие потери, и их можно быстро восстановить.
Т.к. "совершенно случайно" недалеко оказался грузовик, для которого у нас была с собой канистра бензина, то мы решили, "отнести", наконец, детали телескопа в купол, который для них предназначен, и так давно их ждет! Павильон закрывается, надеемся, они будут там в безопасности.
Из соседнего кишлака местное население "пригнало" на ишаке лебедку, - и работа закипела! Из швеллера сделали балку, на раскуроченном тракторе нашли ролик, перекинули через него трос, получился подъемник. Грузовик использовали как тягач, с его помощью детали перетащили к павильону.
"Первые шаги" колонны Цейсс-600 к месту постоянной прописки.
Теперь надо подумать, как их поднять на 3-х метровую высоту…
…и "пропихнуть" в узкий люк в полу башни, который для этой цели выпилили болгаркой. Первым пошло основание колонны.
Следующей - головка монтировки
И вот самые тяжелые детали уже под куполом. Бригада довольна: первый день был на редкость плодотворным.
На следующий день, также с решением многих технических проблем, через тот же люк подняли трубу. Противовес, оправу и всякую "мелочь" втащили вручную.
Теперь надо собрать недостающие детали, поставить зеркало, проработать схему сборки, чтобы осенью новенький Ц600 уже "увидел" небо. В принципе, можно использовать линзовый корректор, систему его крепления в первичный фокус и двигатели от фирмы Севевродрайв, приобретенные проектом ПулКОН для модернизации одного из телескопов Цейсс-600 на Майданаке, но которая пока откладывается на неопределенное время.
И мы смогли осмотреться вокруг, красивые горы!
Возвращение в Душанбе. Академия Наук Республики Таджикистан.
Таджикские горы в снегу - вид из иллюминатора.
И милая Одесса открылась из тумана…
Николай ДОРОХОВ,
Одесская астрономическая обсерватория
19 мая 2008.
Фотографии Николая ДОРОХОВА и Насридина МИНИКУЛОВА